Согласно источникам Жошы хан родился от старшей жены Чингисхана Борте-фуджин, дочери Дай-нойона, из племени конгират. Она имела четырех сыновей: Жошы, Чагатай, Угедей и Толе, между которыми Чингисхан еще при жизни разделил свою огромную империю.

Интересные сведения относительно рождения Жошы хана приводить Бартольд В.В., в своем труде  «Работы по Средней Азии»: «В то время когда Чингисхан воевал с племенем меркит, и оно одержало (над ним) верх, Борте –фуджин была беременна Жоши. Племя меркит увело ее в плен. Так в ту пору между (племенами) меркит и Он-ханом (государь кереитов Ван-хан) были мирное отношения, они отослали ее в Он-хану. Он-хан держал ее в почете и уважении из-за старой дружбы, которую он имел с отцом Чингисхана, смотрел на нее как на невестку, Чингисхан же называл сыном».

Получив об этом известия, Чингисхан отправляет к Ван-хану эмира Сабу из племени Джалаир, что бы он привез Борте – фуджин к нему. «Ван-хан оказав должное внимание, вручил ее ему. Когда она направилась Чингисхану, в пути появилось на свет Жоши. Из-за того, что путь был опасен, не было возможности остановиться, и устроить младенцу колыбель. Саба замесил тесто из небольшого количество муки и завернул в него Жоши».

Жошы активно принимал участие в походах Чингисхана. Зимой 1207-08 г.г Жошы по приказу отца, подчинил Енисейских киргизов и прочие лесные народы, юга Сибири от низовья Селенги до Иртыша.  Летом 1216 года Жошы в походе против меркитов, встретился с шестидесяти тысячным  войскам султана Мухаммед. Жошы и его военачальники не хотели вступать в битву с войсками Хорезмшаха, заявив, что они выполняют задание Чингисхана по уничтожению меркитов. Султан ответил, что он считает врагами всех неверных и заставил монголов принять битву. Начало сражения не принесло победы не одной стороне, несмотря на численное превосходства войск Хорезмшаха, в обеих войсках правое крыло одержало победу левым крылом противника. Учитывая явное неблагоприятное соотношения сил, Жошы хан, как полководец принимал хорошую военную тактику и смог уйти без потерь

После уничтожения правителями Отрара торгово-дипломатические каравана монголов, послужившего поводом дляначало военных действии, Чингисхан выделил несколько туменов под началом своих сыновей Чагатай и Угедея, Жошы он отправил к низовьям реки Сырдарьи – на города Дженд и Янгикент. Форсирование покорение этого региона Средней Азии определялось личной заинтересованностью Жошы в расширении границ Улуса, предназначавшегося ему Чингисханом при разделе империи между наследниками. Подробности об этом походе Жошы хана сообщается только Джувейни.

После шестимесячной осады в апреле 1221 года пала столица Хорезма Гургендж. Сравнительно длительный период времени между осаждением и взятием города объясняется разногласиями между Жошы и Чагатаем. Жошы хотел сохранить город в целости, так как это богатый город должен был войти в состав его улуса и поэтому он неоднократно предлагал жителям сдаться без боя. Чингисхан, узнав о раздоре между сыновьями, поручил возглавить взятие города Угедею. После этого монгольские воины направились на штурм и в течении семи дней взяли город целиком.

Доброту и милосердие Жошы хана в свое время оценил Л.Н. Гумилев: «В поведении Джучи имелись некоторые устойчивые стереотипы, сильно отличавшие его от Чингисхана. Если для Чингисхана не существовало самого понятие пощады к врагам, он оставлял лишь маленьких детей, то Джучи отличался гуманностью и добротой». Так, во время осады города Гургендж, когда хорезмцы просили принять капитуляцию, то есть пощадить их. Джучи высказался за проявление милости, но Чингисхан отверг просьбу о пощаде. Как пишет Л.Н. Гумилев « …непонимание между отцом и сыном, со временем углубилось и перешло в недоверие Чингисхана к своему наследнику».

Стремление к независимости и некоторых отчужденность от дома Чингисхана исследователи объясняют сдержанной неприязнью отцу к Жошы, который родился после того, как его мать Борте –фуджин побывала в меркитском плену.

Братья Чагатай и Угедей, из чувства соперничества, также недолюбливали его и при удобном случае предпринимали неоднократные попытки скомпрометировать Жошы перед отцом.      

Жошы хан не одобрял методов массового террора Чингисхана, и согласно Джузджани, говорил приближенным «Чингисхан сошел с ума, что губит столько народа и разрушает столько царств. Мне кажется, наиболее целесообразные умертвить отца на охоте … » Проведал о таком замысле брат его Чагатай и известил отца об этом изменческом   плане и намерений брата. О противостояние отца и сына сообщает Рашид-ад-Дин. Согласно ему: «(после покорения Хорезма) Джучи-хан направился к Иртышу, где находился его обозы и присоединился к своим ордам. Перед тем Чингисхан приказал Джучи двинуться в поход на завоевания северных областей, таких как: Келар, Башгирд, Урус, Черкес, Деште – и – Кипчак и другие областей тех краев». Но Жошы хан не выполнил приказ отца. Чингисхан крайне рассердился и сказал «Не видать ему милости, я предам его казни…». После этого Чингисхан несколько раз приказывал вызвать его к себе, но тот ответил, что его постигла кручина болезни, и он не может отправиться в Монголию.

Один из воинов рода мангыт передает, что видел Жошы на охоте, услышав об этом Чингисхан в ярости  посылает Чагатая и Угедея с войском за ним. Однако поход был отменен, так как в это время пришло известие о смерти Жоши.

В одном из источников XV в. «Шаджарат ал-атрак», Жошы хан умер за шесть месяцев до смерти отца, то есть в февраль 1227 года.

Народные предание о Жошы хане, в частности о его смерти, сохранившиеся до наших дней существует у населения Улытауского региона, где находиться мавзолей Жошы-хана. Это предание, так же имеет разные варианты.

Необходимо отметить, обычай казнить без пролития крови людей ханского происхождения, в те времена были часто практикуемым способом избавления нежелательного человека.

В  Чингиз-наме следует обратить внимание на место гибели Жоши хана, Улытау. Таким образом, письменным сведения средневековых авторов о таинственной смерти Жошы подтверждаются легендами, указывая одно и тоже место гибели Жошы.

 

 

А.Искаков.