Танкетка (Гусеничный бронетранспортер).

 

Бронетранспортер - транспорт, способный доставлять пехотные подразделения к полю боя, обеспечивающий защиту от пуль и осколков и обладавший высокой подвижностью. Вместимость - 7-15 человек. В мирное время использовался в лесном хозяйстве, геолого-разведовательных работах, и в других хозяйственных целях.

Техника, называемая согласно сведениям работника отдела образования Жездинского района, бывшего директора Карсакпайской средней школы имени К.Сатпаева, ныне жителя города Жезказган Д.А.Бирмаганбетова танкеткой, использовалась в Карсакпайском регионе. В 1970-80 гг. служил вездеходным транспортом для доставки работников ЖРЭК в отдаленные населенные пункты при возникновении аварийных ситуаций в электросетях в зимнее время. В 1989 году после списания был передан Карсакпайской средней школе № 3 для использования в качестве учебной техники на уроках по начальной военной подготовке. По просьбе директора музея М.Торегельдина учителя школы передали транспорт в дар музею. В фонд музея сдал учитель средней школы № 3 Н.С.Князев.

Середина ХХ в. 

Материал: железо.

Масса: 8 т.

Размеры: 390х250х160 см.

 


Подземный автосамосвал МОАЗ.

Предназначен для перевозки руды. Могилевский автозавод.1985 г.

m-41,5т. h-2,4м, дл-8м, шир-2,7м.

Могилевский автомобильный завод основан в 1935 году.

МоАЗ- подземный автопоезд  для транспортирования горной массы и полезных ископаемых в подземных выработках.

МоАЗ-использовался в Жезказганской шахте № 57 для перевозки медной руды и породы. Грузоподъемность – 22тн, вместимость кузова-12,5 м3, максимальный скорость движения с снаряженной массой-40 км/ч. Отличительной особенностью подземных автосамосвалов является компактность и небольшая высота, что обусловлено ограниченностью пространства в горных выработках. Так же они обладают хорошей маневренностью.

В 1989 году был передан в фонд музея главным инженером Жезказганского горно-металлургического комбината В.И.Шмаковым.


В музее истории горного и плавильного дела имени М.Торегелдина в поселке Жезды  на камне силачей «Балуан» выявлены  изображения с петроглифами, которые являются схоже с изображениями со скальных «полотен» Байконура. Композиция на камне включает в себе изображения лошадей, колесницы, расположенных в круговую. 

 

Изображения, обнаруженные на плоскости камня в основном трактованы в стиле близком к "сейминско-турбинскому" (Сейминско-Турбинская культура – от названия местности где обнаружены могильники ХVVI веков до н. э. Сейма расположена на левом берегу реки Оки, открыт в 1912 г.; Турбино расположен в пределах современных границ города Пермь, на правом берегу реки Камы. Сейминско-Турбинская культура -   яркая, самобытная культура племен металлургов и воинов-коневодов, достигшие в середине II тысячелетия до н. э. наивысшего рассвета).

 

Фигура лошади - силуэтная, поза статичная. Лишь массивная, расширяющаяся к основанию и приподнятая под углом, выгнутая дугой (иногда вытянутая вперед) шея с гривой, переходящая к нависающей надо лбом клиновидной челке, как бы подчеркивает внутреннее напряженное состояние изображаемого животного.

 

При всех вариациях моделировки шеи, ее нижняя линия остается, за редким исключением, неизменно ровной, особенно выразительна морда, переданная в виде вытянутой и опущенной вниз полоски, с закругленным, иногда с едва уловимой загнутостью, кончиком.  Данные аналогии позволили выделить в петроглифах Центральной и Средней Азии изобразительную традицию, исходная территория которой, по мнению ученых – Восточный и Центральный Казахстан. Эта концепция требует пристального внимания в силу наибольшей распространенности в Центрально-Казахстанских петроглифах изображений лошадей именно с такой челкой.

 

Некоторые ученые констатируют тот факт, что на Ближнем Востоке, а позднее в Греции, существовала очень древняя и весьма устойчивая традиция коротко подстригать, выщипывать, всячески украшать гриву верховой или упряжной лошади. Такая же особенность зафиксирована и на гривах лошадей найденных на Пазырыкских курганах (Восточный Казахстан). Вероятно, такая традиция имела место и в Урало-Казахстанских степях – одном из древнейших коневодческих центров Старого света, где культивировались и приучались, превосходные по тем временам лошади .

 

Возможно, это лошадь Пржевальского. До недавнего времени она встречалась в Синьцзяне, Джунгарии, встречается в степях Монголии, а в древности, видимо, обитала в Казахстане.

 

Г.Е. Грум-Гржимайло, охотившийся на диких лошадей в Центральной Джунгарии, пишет, что эта лошадь отличалась широкой грудью и крупом, массивной короткой шеей, большой головой, ушами. Хвост был длиннее, чем у кулана. Грива начиналась несколько впереди ушей и шла до холки. Интересен и тот факт, что схожее изображение лошади найдено и на стенах пещеры Нио (Франция).

 

Изображение  облегченного колеса, то есть колеса со спицами, которое состоит из обода, крестообразных спиц и ступицы. Вероятней всего, колеса фиксировались на подвижной оси. Вожжи, как и в большинстве изображений колесниц Казахстана, не отображены. Изображено одно центровое тягловое дышло, которое соединяет повозку с ярмом и с упряжными животными. Вероятней всего здесь отображены колесницы, к тому моменту уже достигшие наивысшего совершенства, что объясняется рядом вышеуказанных фактов. Изучение изображений повозок и колесниц на современном этапе облегчилось, это связано в первую очередь с многочисленными находками реальных повозок в степной полосе Евразии.

 

Датировка петроглифов - эпоха бронзы (конец II – начало I тысячелетия до нашей эры).

 

 


Дрезина

   Ж/д транспорт с ручным приводом  для перевозки людей и грузов на небольшое расстояние.

  Дрезина – тележка передвигаемая механически по рельсам и служащая для поездок работников ж.д. транспорта с целью осмотра ж.д. пути и по другим служебным надобностям. Слово «дрезина» получила свое название в чес рационализатора Карла Дреза. 1817 году он изобрел самокат (двухколесный экипаж) для собственного передвижения, прототип современного велосипеда. Дрезина введена на железных дорогах в 1839 году.

Важной характеристики дрезин с мускульным приводом является легкость ее удаления с рельсов, так как иногда приходится быстро соскочить с дрезины и снять ее с пути ввиду приближающегося поезда.

 

Материал: железо, чугун

Размер: 90х170 см.

2000 г. В дар от Н.С.Князева, жителя п. Карсакпай.